Допрос генерального директора ООО в Налоговой (ИФНС): какие вопросы задает и как себя вести? в Москве

Из-за пандемии компаниям списывались задолженности по налогам, предоставлялись субсидии и отсрочки. Выездные проверки возобновились с середины 2021 года, опять стал возможен допрос финансового или генерального директора, главбуха. Задача сотрудников ФНС — пополнение бюджета. Допрос в налоговой директора ООО не требует затрат, позволяет легко собрать доказательства нарушений. Цель компании — предоставить показания, позволяющие избежать отрицательных последствий проверки. Для ее достижения требуется тщательная подготовка к беседе. Оптимальным вариантом считает привлечение налогового юриста.

Вызов на допрос директора в налоговой в Москве

Иногда инспектора приглашают на допрос по телефону, грозят ответственностью по ст. 128 НК. Главная цель — лишить времени для подготовки. Важно понимать, что такое «приглашение» не является юридически значимым. Должна быть выслана повестка по месту работы или проживания (вручается под роспись). В таком уведомлении указывается причина вызова, число и место допроса в налоговой директора ООО.

Если основания указаны не точно, дополнительную информацию можно получить из списка запрошенных документов. Однако лучше позвонить в инспекцию и прямо спросить о причине вызова. Это позволить выстроить верную линию защиты.

Если получена повестка, оформленная надлежащим образом, идти в налоговую нужно обязательно. Штраф небольшой (всего тысяча рублей), поэтому некоторым кажется, что уклонение единственное верное решение. В подобной ситуации сотрудник ФНС (скорее всего) сделает вывод, что руководитель номинальный или компания однодневка, сделки, которые его заинтересовали, не совершались. Часто неявка становится причиной отказа в зачете или возврате НДС.

Если для подготовки номинального директора к допросу недостаточно времени, можно его отложить, но не более, чем на пару дней. Достаточно позвонить инспектору и сказать, что руководитель ООО в командировке, отпуске, болен. Однако любая причина требует документального подтверждения.

Подготовка обязательна, так как из-за стрессовой ситуации любой человек может забыть что-то важное. Большие блоки информации и цифры желательно записать, ими пользоваться не запрещено. При острой необходимости можно пользоваться правом, установленным ст. 51 Конституции. Допрашиваемый может отказаться от дачи показаний против себя или своих близких. Однако инспектор (скорее всего) посчитает это причиной для проведения более тщательной проверки.

Какие вопросы задает налоговая при допросе директора

Допрос генерального директора в налоговой: вопросы из письма ФНС № ЕД-4-2/13650@:

  • информация о компании;
  • образование, стаж, должностные обязанности;
  • виды деятельности и налоговый режим;
  • порядок бухучета;
  • штат, оборот;
  • данные о контрагентах (руководители, контакты);
  • способы нахождения контрагентов;
  • объемы, виды поставок товаров, предоставляемых услуг, выполняемых работ;
  • условия и процедура заключения договоров;
  • учет, хранение документов.

Цель сотрудников ФНС — определение номинального руководителя, фирмы-однодневки, получение подробной информации о сделках с техническими компаниями, переквалификации сделок, дроблении бизнеса. Подозрения вызывают предприятия с низкими зарплатами, разрывами НДС, сделками к контрагентами, которых ФНС считает недобросовестными.

Допрос генерального директора в налоговой: вопросы по контрагентам:

  • как, когда нашли контрагента, как проверялась надежность;
  • почему был выбран именно этот поставщик;
  • как заключался договор (обстоятельства, кто подписал);
  • реквизиты, контакты, как осуществляется связь;
  • какую продукцию поставляет (какие работы выполняет, какие услуги предоставляет);
  • как товар передается, где хранится.

При желании выявить дробление инспектор спрашивает о цели организации предприятия.

Для выявления номинального руководства в ФНС разработаны определенные признаки:

  • отсутствие специального образования;
  • возраст до 30-и лет;
  • руководство несколькими предприятиям;
  • низкие доходы;
  • отсутствие постоянного места работы;
  • проживание в другом регионе.

На этапе регистрации информация об образовании руководителя не требуется, но инспекторы способны прояснить этот вопрос в процессе общения. Очевидно, что компанией не может руководить человек с начальным образованием. Однодневки и номинальные предприятия чаще всего организуют лица в возрасте до 30-и лет. Если такой человек числится руководителем нескольких компаний, совершенно очевидно, что он номинальный.

Зарплата не может быть ниже МРОТ. Хотя какие-то деньги перечисляются, 2-НДФЛ не сдается. Уровень доходов и анализ отчетности свидетельствуют о том, что человек на самом деле не работает. Закон не запрещает регистрировать бизнес в другом регионе, но для налоговиков это кажется подозрительным.

Эти признаки не указаны в нормативных актах, налоговики сформировали их на основании опыта. Однако это лишь ориентировка, так как молодые люди с невысокими доходами все же иногда руководят предприятиями.

Директора вызвали на допрос в налоговую, как подготовиться

В первую очередь необходимо определить проблемы компании, которые вызвали подозрения. Чаще всего это сделки с поставщиками и покупателями.

Желательно по каждому составить небольшое досье:

  • скрины, сделанные на сайте ФНС на этапе проверки;
  • распечатки с сайтов и рекламные материалы поставщиков;
  • копии отчетности и договоров аренды (если имеются);
  • копии уставов, доверенностей на право подписи;
  • данные о ресурсах (оборудовании, работниках), необходимых для исполнения условий договоров;
  • отзывы, рекомендательные письма клиентов поставщиков.

Желательно так же составить справку, содержащую информацию о номенклатуре товаров, способах доставки и оплаты. При выполнении работ нужно описать объекты. Если имеются нетипичные для сферы деятельности сделки, важно обосновать необходимость их заключения (получение дополнительной прибыли, поиск нового направления). В обязанности руководителя не входит знание процессов и контрагентов, поэтому такие досье и справки можно использовать.  

Допрос директора в налоговой: как себя вести

Инспекторы вопросы формулируют заранее, выбирают определенные тактические и психологические приемы их постановки. Для них важно доказать правонарушение показаниями, занесенными в протокол. Сотрудники ФНС используют психологическое давление, грозят передачей информации МВД или прокуратуре. Другой распространенный прием — создание атмосферы доверия, вызывающей ощущение безопасности.

Что может сбить допрашиваемого с толку:

  • угроза выездной проверки, уголовной ответственности;
  • заявление о наличии информации о фиктивных сделках, снижении налоговых выплат;
  • предъявление необоснованных обвинений по поводу контрагентов (однодневки, с массовыми юридическими адресами, без ресурсов, необходимых для исполнениli>обязательств);

  • требование сдать более точную декларацию, отказаться от вычетов НДС;
  • требование назвать сотрудников, которые ищут поставщиков и принимают товары;
  • требование назвать детали сделок, о которых директор не обязан знать.

По контрагентам нужно говорить, что ресурсы можно арендовать, массовые адреса бывают в офисных центрах. Если у контрагента недобросовестный поставщик, компания, которой руководит допрашиваемый, за это не отвечает. Неуплата налогов другими компаниями не может быть причиной отказа от вычета НДС. Если сделки реальные и исполненные, от вычета НДС отказываться не стоит.

Как директору себя вести

Полностью отказываться от дачи показаний не стоит, последствия хуже, чем при неявке. Инспектор будет воспринимать это как доказательство виновности.

Многие боятся сказать, что ничего не знают или не помнят о каких-то конкретных обстоятельствах. Если вопрос касается событий прошлого или не является компетенцией директора, отрицательный ответ вполне уместен. Можно добавить, что данные доступны в документах. Это гораздо лучше, чем предоставление недостоверной информации.

Бояться инспекторов не стоит. Главная установка — компания работает в соответствии с требованиями законодательства. Допущенные сотрудниками нарушение своевременно устраняются.

Если вопрос подозрительный, ставит в тупик, лучше всего продумать ответ, не спешить. Информация не должна быть противоречивая, лучше пусть она будет обобщенная. Например, на вопрос, кто и как нашел поставщика, нужно ответить: не знаю, этим занимается отдел закупок. Если инспектор требует назвать точные даты, цифры, нужно говорить, что без документов их сложно вспомнить.

После допроса обязательно нужно прочитать протокол, в нем не должно быть дополнений, искажений. Часто инспекторы не слишком четко формулируют не только вопросы, но и ответы. Это дает возможность толковать их с невыгодной для ООО позиции. За содержание протокола отвечает допрашиваемый, поэтому проверка особенно важна. Не должно быть лишних деталей, перефразированных слов, искажающих смысл.

При обнаружении некорректной записи обязательно нужно настаивать на исправлениях. Сотрудник ФНС должен фиксировать показания, оценивать, дополнять, корректировать не имеет права. Верность записи может оценить лишь допрашиваемый. Большинство инспекторов дополняют и исправляют протоколы без особых возражений. Отказ обязательно нужно отразить в замечаниях.

Частые нарушения инспекторов:

  • не разъяснение обязанностей и прав перед;
  • проведение допроса лицом, которое на это не уполномочено;
  • присутствие постороннего лица, которое не указано в протоколе;
  • отказ внести исправления;
  • оказание психологического давления.

Если графы «замечания» недостаточно, нарушение нужно изложить на отдельном листе, указать это обстоятельство в протоколе.

Инспектор обязан предоставить допрашиваемому копию протокола (п. 6 ст. 90 НК). Не стоит поддаваться на уговоры, что этот документ не важен, поэтому не нужен. На практике он часто помогает избежать проблем при проверке.

Если в последствии оказалось, что директор из-за стресса или недостаточной подготовленности предоставил не совсем верные данные, можно ходатайствовать о повторном допросе. Желательно приложить протокол опроса сотрудника или другого лица, проведенного юристом. Это избавляет от проблем, которые могут возникнуть из-за не вполне точной информации, предоставленной директором на допросе.

Преимущества привлечения адвоката

Так как инспекторы используют различные способы воздействия на допрашиваемых, в налоговую желательно идти с адвокатом.

Задачи юриста:

  • предупредить директора о хитрых вопросах;
  • оказать помощь при формулировке ответов;
  • отсечь лишние требования, вопросы;
  • определить ловушки, скорректировать ответы.

В присутствии юриста вопросы и ответы в протоколе отражаются корректно, нет противоречий и двусмысленностей. Адвокат лучше определит неверные записи, сможет настоять на исправлении. В присутствии налоговых адвокатов инспекторы реже прибегают к злоупотреблениям.

Для привлечения юриста требуется лишь простая доверенность (не заверенная нотариально). ФНС чаще всего не возражает против присутствия адвокатов, не считают их привлечение доказательством вины допрашиваемых, желанием избежать наказания за нарушение.  

Преимущества участия налогового адвоката:

  • психологическая и информативная помощь на этапе подготовки (адвокат знает, какие вопросы задаются, какие документы нужно изучить);
  • повышение собранности, спокойствия допрашиваемого благодаря уверенности в доступности помощи;
  • инспекторы не выходят за законодательно установленные рамки (допрос ведет один сотрудник без психологического давления);
  • обнаружение всех ошибок, неточностей в протоколе и указание в соответствующей графе.

Для участия в допросе директора в налоговой лучше всего привлечь адвоката, который специализируется именно в этой области юриспруденции. У него больше прав, чем у юриста. Особенно важна невозможность допросить по поводу информации, которая стала известна во время подготовки и беседы.

Остались вопросы ? Закажите консультацию Юриста Оформить
Вы выбрали этот адрес
заказать
Бесплатная консультация
заказать
Заказ услуги
заказать